«Чувствуйте себя, как дома, но не забывайте что вы в гостях» — есть такая пословица, но Иисус, кажется, забыл о ней! Он был приглашен одним религиозным человеком на обед. Сказано, что Христос «…войдя в дом фарисея, возлег» (Лук. 7:36). Так принято на востоке — кушать полулежа за низким столом, опираясь на левый локоть, а правой рукой принимать пищу. Это было принято, а еще было принято — перед едой умывать руки, совершать омовение называемое на иврите «нетилат-ядаим», которое имело не гигиенический характер, а ритуальный. Это омовение было важной и серьезной частью религиозной жизни, настолько серьезной, что между омовением рук и молитвой перед едой даже нельзя было разговаривать.
Но в этот раз, все пошло совсем по-другому. Иисус не умыл рук. Он просто возлег и… принялся есть. «Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом». (Лук. 11:38). В доме фарисея такого еще никто себе не позволял!
Вслед за грубым нарушением традиции, из уст Иисуса прозвучали слова, услышать которые в восточной культуре от гостя — сказать мягко, очень неуважительно. «Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» (Лук. 11:39,40).
Иисус, на правах гостя, назвал хозяина дома «неразумным»! А вместе с ним и всю религиозную партию, в которой состоял этот хозяин. Затем Он назвал их «скрытыми гробами» — что еще могло звучать более оскорбительно для людей того времени!? Если вы прочитаете эту историю далее — Господь не остановился и на этом. Под осуждение попали не только фарисеи, но и законники. В своем праведном обличении Иисус разошелся во всю! Почему Он так Себя ведет?
В этой истории нам открывается такая черта характера Иисуса, как твердость. Он твердый в Своем правильном представлении вещей. Черное он называет черным, а белое — белым. Бескомпромиссно. Что меня больше всего радует, что Его твердость не находится в зависимости от страха перед людьми. Иисус — никогда не «играет на публику»! Даже тогда, когда в сердце Он находится на правах гостя (а должен, несомненно находиться там на правах Господина) — Христос всегда выражает Свое мнение, когда человек совершает грех. Благодаря твердости Иисуса, ни один человек не может так близко подружиться со Христом, чтобы Он перестал обличать голосом Святого Духа. У нас, людей, так бывает, чем ближе наши взаимоотношения, тем чаще мы сдерживаем реакцию на совершенный грех. Нам неудобно, нам не хочется ранить близкого человека своим обличением. Мы — мягкие. Иисус всегда думает об абсолютном благе для нас, Его внутренний стержень побуждает Его обличать каждый раз, когда мы совершаем грех. Христос не молчит, потому что знает, что во Вселенной нет ничего более ужасного чем грех и его последствия.
Вернемся к истории с фарисеем — был ли прав Иисус, что так нетактично Он высказывался в его доме? В тот день фарисей узнал о себе все, о чем он догадывался в глубине своего сердца, но боялся признаться самому себе. Его двойная жизнь так бы и продолжалась, если б не твердость Иисуса Своим божественным убеждениям. Никто до сих пор не говорил им о двуличии и пустоте, которым были наполнены их сердца, умело замаскированные за «фасадом» набожности. А твердый Иисус — сказал, потому что знал, что лучше фарисею пережить на земле стыд, чем в вечности — справедливое Божье наказание.
Читатели Нового Завета знают, что твердость в характере сопровождала Иисуса всегда, как в ситуациях бытовых, так и в особо трудные моменты Его жизни. Он был тверд в Своем доверии Отцу, когда сам дьявол искушал Его в пустыне (Луки 4). Он остался твердым, когда годами позже, тот же дьявол подошел к Нему через близкого друга Петра (Матфея 16:23). Иисус был тверд, когда уклонился от толпы, желавшей сделать Его царем (Иоанна 6:15), но особенно ярко Его твердость просияла в день, когда Он был распят. Там, вися на кресте, открытый взорам людей, Христос проявляет твердость в Своей вечной любви к людям и просит у Небесного Отца прощения наших грехов! Твердость сопровождала Христа до Самой Его смерти. Он и сегодня — Тот же. Поклонимся Ему, восхищаясь тем, Кто Он есть. Твердый.
Эти размышления взяты из моей книги о Боге «Алфавит Поклонения», которая пишется в данный момент. Молитесь, пожалуйста, об издании.