И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь. (3Цар. 19:11,12)
В Божьем характере сочетаются поразительные контрасты: Он Ягненок и Он — Лев, Он испытывает праведный гнев и в тот же самый момент любит безусловной любовью, Он — эталон кротости и Бог Саваоф- Бог воинств. Есть еще один контраст, который мы узнаем из Его Книги – в Боге уместно сочетается сногсшибательный ураган и веяние тихого ветра.
Бог образно рассказывает о Себе. И что за образы мы видим? Три предшествующих Божьему Лицу стихии – раздирающий и сокрушающий горы смерч (представьте себе, каким должен быть этот ветер), землетрясение и огонь. Все три стихии носят разрушающий характер. Эти три стихии олицетворяют собой власть, силу, преимущество и величие – но, это заметьте, в этих образах представлен не Он Сам (хотя по праву каждый из них в своей мере олицетворяет Его!), но эти три — всего лишь предшественники встречи. Кто же Он Сам? Как Бог изображает Себя здесь?
В Своем Богоявлении пророку Илии, Бог Сам описывает Себя, как веяние тихого ветра. Вы помните, как нежный весенний ветерок касается ваших щек? Как мимолетно развиваются ваши волосы в знойный летний день, когда вы стоите невдалеке от открытого окна в маршрутке. Вы ловите этот момент снова и снова, лишь бы этот легкий ветерок оросил вас своим веянием. Эта заметка не ответ – а повод подумать над этим качеством. Бог, в Которого я верю, будучи бушующем смерчем в Своем величии и Авторитете – в Своем проявлении — тихий ветер. Это покоряет. Это ободряет. Это заставляет задуматься.
Еще один урок. Пророк Илия проделал долгий, сорокадневный путь на гору Хорив. Там, на горе он излил свое сердце Богу, открыл Ему свои переживания. Что ответил Бог? Вместо слов утешения и поддержки Бог просто рассказывает Илии о… Себе. Бог открывает пророку Себя. Это и есть Тот ответ, который ему был нужен. Нам, людям Бог нужен больше всего. Порой, приходя к Богу, мы жаждем утешения, наши руки опустились,, колени ослабли – нам нужно вдохновение и поддержка, нужно практическое руководство. Мы так жаждем порой, чтобы Бог ответил на вопрос «Что повелишь мне делать?», но вместо этого, Он прежде отвечает на вопрос «Кто Ты, Господи?». В случае с Илией, Бог сперва обращает его внимание на Себя и лишь потом говорит Илии, что именно ему нужно будет сделать. Этот приоритет ясно прослеживается в Писании – сперва «Кто», и лишь затем «что».